О школе
Полное наименование: муниципальное общеобразовательное учреждение "Ореховская средняя школа"
Краткое наименование: МОУ "Ореховская СШ"
История школы
В 1886 году в здании бывшего питейного заведения, которое находилось на берегу оврага, разделяющего село на две половины: Моисеевка и Нечаевка, (по фамилиям помещиков, владельцев сторон в период крепостного права), было основано церковно-приходское училище, где учились только мальчики.
По сведениям С.Петербургского комитета грамотности указывалось, что в 1893 году в училище обучалось 25 мальчиков. Обучение велось на пожертвования частных лиц и церкви и имело религиозно-нравственный характер. Особое внимание обращалось на изучение закона божьего, церковной и гражданской истории.
Попечителем учебного заведения был помещик, дворянин, титулярный советник граф Валентин Виртемберг, учителями поп Василий Смирнов и дьякон.
С 1910 по 1918 год в этой школе работала пожилая и довольно сердитая учительница Ольга Николаевна. Она за различные проступки била детей линейкой, выдирала волосы, а поп, преподававший по совместительству священную историю и закон божий, ставил детей в угол на колени.
Школа имела одну классную комнату и по словам священника «не удобную для занятий». За не имением средств в школе не выписывалось ни газет, ни журналов. Кроме этого преподавание таких предметов как пение, физкультура, труд не велось.
На школу за период с 1886 по 1895 год было выделено всего 43 рубля. Большая часть детей училась только 1–2 года. Работа в поле и дома не позволяли продолжать обучение дальше. За 10 лет (с 1886 по 1895 гг.) школу окончили 4 человека. Трое из них продолжили обучение в Сызранском уездном училище. Многим детям отказывали в обучении из-за тесного помещения.
В 1919 году в село приехали первые Советские учителя супруги Фёдор Николаевич и Александра Константиновна Трутневы, первые организаторы ликвидации неграмотности. Это были самые образованные люди в селе. К ним с разными просьбами обращались все жители. Написать или прочитать письмо, разъяснить закон, объяснить, что происходит в мире и многое другое.Супруги организовывали громкие читки, постановки художественной самодеятельности, был организован сельский молодёжный хор. Школа стала основным культурным центром в селе.
В 20-х годах в селе организуется кооперация. Одним из главных организаторов среди учителей был Трутнев Ф.Н.
Молодой кооперации пришлось бороться с конкуренцией лавочников. До кооперации в селе существовали три торговца, которые по высокой цене завозили из Сызрани в село соль, сахар, спички, керосин и другой ходовой товар. В то время Советская власть политически укрепилась, поднимается хозяйство в стране, были пущены предприятия, правда в отдельных случаях частные. Так в Сызрани государственными были только железнодорожное депо и гвоздьзавод. Но кроме них заработали табачная фабрика, лесопилка, мельницы. Они были частными.
Восстанавливается транспорт. Наступил расцвет НЭПовской частной торговли, эпоха дешёвого хлеба и продуктов дорогих промышленных товаров.
Однако и частное производство и частная торговля берутся под финансовый и политический контроль органами Советской власти.
Партия и правительство накапливают силы для экономического наступления на капитализм, на будущие пятилетки. В эти годы партия объявляет культурную революцию, поход на темноту и невежество.
В Ореховке насчитывалось менее 10% грамотных и роль школы неизмеримо возрастает. В школу идут не только за тем, чтобы учитель прочитал письмо, газету, написал заявление, разобрал бы сколько платить налогу. Женщины считали, раз учителя народ грамотный, то они знают и как лечить, посоветуют к кому обратиться с жалобой, знают средства от головы, живота, боли в груди, разъяснят, как делить хозяйство, не будет ли скоро опять война. Долго ли будут у власти советы.
По указанию партийных и сельских органов учителя Трутневы взялись обучать все неграмотное население села. Утром учились дети, вечером – взрослые, их родители.
Окрепли, стали более многолюдными партийная и комсомольская организации села. Они также успешно практически осуществляют призыв партии – каждый грамотный должен обучить не менее 4 неграмотных.
С 1929 года учителя и учащиеся старшеклассники активно включились в работу по коллективизации.Всколыхнуло село. Трутневы активно разъясняют крестьянам преимущество коллективного труда, доказывают необходимость объединения, неизбежность превращения единоличников в колхозников. Всему этому бешено сопротивляются кулаки. Ими в ход были пущены антисоветская агитация, сплетни, угрозы расправы с активистами. На дверях школы часто прикрепляются записки с ругательствами и угрозой расправы если они не прекратят свою агитацию, совет уехать из села туда, откуда приехали. Были попытки поджога школы.
В 1931 году начальная школа была переорганизована в школу крестьянской молодёжи – семилетку. В это время в селе появились новые учителя, окрепли комсомольская и партийная организации. Первый выпуск семилетней школы был в 1934 году.
В 1936 году при директоре Воронине Николе Сергеевиче было начато строительство новой школы на 280 мест . Школу строили на территории бывшего кулацкого сада. В 1937 году школа была построена.
В 1938 году школа стала десятилеткой. Появились два восьмых класса, а в 1941 году был первый выпуск десятиклассников этой школы. Большинство выпускников школы ушли на фронт.
В школе учились дети из близлежащих деревень: Калиновки, Паньшино, Вязовки, Шевченко, Средниково, Софьино, Волчанки и других посёлков.
Пионеры и комсомольцы помогали учителям в политическом и культурном просвещении населения деревень. Они проводили чтение газет, журналов и книг, организовывали концерты на общеполитические и местные темы.
В годы ВОВ ученики помогали фронту. Они собирали металлолом, бутылки для зажигательной смеси, участвовали в уборке урожая, собирали средства на танковую колонну.
Новое здание школы с интернатом на 160 мест было построено в 1961 году.
С 1964 года школа стала именоваться средней с производственным обучением. Юноши 9 – 10 классов обучались специальности тракториста-машиниста, а девушки каменщиков и штукатуров, а с 1966 года – плодоовощеводов.
Школа вплотную стала заниматься подготовкой квалифицированных кадров со средним образованием для работы на сельскохозяйственном производстве. В школе имелось три трактора: «ДТ-54», «Беларусь», «Т-4». На выделенной школе земле школьники стали выращивать кукурузу, подсолнечник, сахарную свёклу. Благодаря этому возрос интерес школьников к сельскому хозяйству. Многие выпускники школы стали оставаться в родных хозяйствах, механизаторами.
Образование и формы обучения
Формы обучения: очная
Нормативный срок обучения
Учебный год в школе начинается с 1 сентября, если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день. Продолжительность учебного года в 1-х классах - 33 недели, во 2-х -11-х (12-х) классах - не менее 34 недель и не более 37 недель (с учётом экзаменационного периода).
- Дошкольное образование - 4,5 года
- Начальное образование 1-4 кл. - 4 года
- Основное общее образование 5-9 кл.- 5 лет
- Среднее общее образование 10-11 кл. - 2 года